Блог Orion Solutions

Лев Хасис, «Сбербанк» и санкции Великобритании: как «дешево и сердито» обернулось дорого и больно

Лев Хасис и «Сбербанк» стали очередным доказательством парадокса цифровой эпохи: можно не работать в компании, но Google и «Яндекс» будут считать иначе — а значит, так же будут думать и регуляторы. В отличие от Елены Титовой и Андрея Голикова, которые покинули «Открытие» уже после санкций против финучреждения, бывший топ-менеджер «Сбербанка» Лев Хасис оставил свою должность 22 февраля 2022-го — за два дня до введения международных ограничений. Но это не спасло его от включения в черные списки сразу трех стран.
Причина оказалась стандартной для наших кейсов: первые страницы Google и «Яндекса» продолжали транслировать связку Лев Хасис + «Сбербанк». Для Великобритании, Канады и Австралии этой «улики» хватило, чтобы включить экс-банкира в ограничительные списки. Следующие два года стали дорогим уроком о цене информационного бездействия: заблокированные активы, отказы в обслуживании, многомиллионные потери.
Судя по появившимся позднее публикациям, бывший глава X5 Retail Group Лев Хасис осознал связь между санкциями и устаревшей информацией в поисковиках и даже попытался скорректировать свой Цифровой профиль. Но любительский подход без понимания механизма и нужных инструментов привел к тому, что главная задача так и не была решена. До сих пор его онлайн-присутствие содержит критические пробелы, создавая риски при прохождении комплаенс-проверок в будущем. Команда Orion Solutions на примере этого кейса покажет разницу между точечными попытками и системной профессиональной работой.

Санкции Великобритании, Канады и Австралии против Хасиса Льва: когда все сделал правильно, но не избежал наказания

По сообщениям СМИ, 22 февраля 2022-го был последним рабочим днем Хасиса в «Сбербанке». Изначально экс-топ-менеджер планировал продолжить сотрудничество с финансовым институтом в качестве консультанта и возглавить новый холдинг электронной коммерции банка, но решение вскоре изменилось.
Лев Хасис и «Сбербанк» попали под канадские санкции в один день — 24 февраля 2022-го. Это был механизм коллективной ответственности, не раз использовавшийся в период массовых международных ограничений. Логика регуляторов была предельно простой: крупнейшая российская финорганизация с системообразующей ролью в экономике → поиск сведений о руководстве в Google и «Яндексе» → включение в черные списки.

Канада ввела санкции против «Сбербанка» 24 февраля 2022

Канада ввела санкции против Льва Хасиса 24 февраля 2022

На следующий день СМИ стало известно, что Лев Хасис отказался от прежних планов по сотрудничеству со «Сбером», окончательно разорвав все связи с подсанкционным банком. Но в цифровом мире развод оказался сложнее, чем в реальном.

Публикация РБК об окончательном уходе Льва Хасиса из «Сбербанка»

Невзирая на изменившиеся обстоятельства, Канада стала лишь первой в череде стран, кто включил в ограничительные списки имя «Лев Хасис». Санкции Великобритании последовали через месяц — 24 марта 2022-го. Еще через две недели эстафету подхватила Австралия.

Великобритания ввела санкции против Льва Хасиса 24 марта 2022

Австралия ввела санкции против Льва Хасиса 6 апреля 2022

Стандартный набор ограничений превратил бывшего топ-менеджера «Сбербанка» Льва Хасиса в международного изгоя:
1.Заблокированные активы в трех странах одновременно
2.Автоматические отказы банков в обслуживании по всему миру
3.Запрет на въезд в ключевые финансовые центры
4.Невозможность проведения международных операций
5.Репутационные потери при любых деловых контактах
Три страны, один месяц, нулевая проверка фактов. Лев Хасис санкции Великобритании, Канады и Австралии получил за работу в банке, из которого уже ушел. В чем причина такого единодушия? В том, какой статус Хасиса транслировали ссылки с первых страниц Google и «Яндекса».

Хасис Лев Аронович — бывший директор X5 Retail Group: карьера через призму поисковиков

Из раза в раз разбор кейсов командой Orion Solutions доказывает: в санкционную эпоху международные регуляторы не проводят собственных расследований — они опираются на то, что показывают им поисковики, а именно первая, максимум вторая страницы. Лев Хасис в представлении комплаенс-офицеров оставался ключевой фигурой подсанкционного банка, потому что именно такой образ доминировал в Сети.
Механика известна: аналитик вбивает имя в поисковую строку, просматривает первые ссылки, видит фразу «Лев Хасис — первый заместитель председателя правления “Сбербанка”» — и ставит галочку «включить в санкционный список». Информация об уходе экс-топ-менеджера просто не попадала в поле зрения регуляторов, затерявшись на фоне массива устаревших данных.
Алгоритм принятия решений выглядит следующим образом:
  • Поиск в Google и «Яндексе» — не больше нескольких минут на персону
  • Анализ первой страницы — поверхностный просмотр
  • Решение — мгновенное, без перепроверки
Канада и Великобритания действовали именно по этой стандартной логике современного регулирования. Зачем тратить время на фактчекинг, если все источники в интернете транслируют одну картину? Лев Хасис выглядел очевидной мишенью: топ-менеджер системообразующего российского банка. Никто не интересовался деталями вроде актуальности трудовых отношений.
А вот с третьей страной ситуация складывалась иначе. Анализируя решение Австралии, складывается впечатление, что это государство присоединилось к санкциям скорее по инерции. В обосновании указано, что Лев Хасис — бывший первый заместитель председателя правления «Сбербанка». Следовательно, информация о смене его статуса дошла до австралийских регуляторов, но, видимо, слишком поздно, когда союзники уже вынесли свой вердикт. Коллективное мнение в этом случае оказалось важнее фактов.

Обоснование Австралии о включении Льва Хасиса в санкционный список

Парадокс ситуации заключался в том, что реальность кардинально расходилась с цифровым отражением персоны. Бывший глава X5 Retail Group Лев Хасис в физическом мире уже месяц как не работал в «Сбербанке», а в виртуальном — продолжал оставаться его топ-менеджером. И именно виртуальная версия стала основой для принятия тремя государствами важнейших решений в отношении его будущего.

Не первый и не последний: Хасис в компании других жертв Google-правосудия

«Реальность такова: либо в Сети будет ваша актуальная история, либо отрывочные и устаревшие факты, способные нанести серьезный ущерб карьере и деловому партнерству. Третьего не дано», — подчеркивает основатель Orion Solutions Иван Сафонов. Лев Хасис и «Сбербанк» стали очередным подтверждением этого тезиса. Эксперты Orion Solutions проанализировали десятки подобных случаев за последние три года. Везде прослеживается аналогичная закономерность: западные регуляторы принимают судьбоносные решения после беглого просмотра первых страниц Google и «Яндекса».
Дмитрий Пумпянский годами направлял апелляции в Европейский суд, доказывая очевидное через бюрократические процедуры. Фархад Ахмедов столкнулся с тем, что его судьбу решали выдержки из художественной книги блогера и статьи с сайтов, выставленных на продажу. Александр Шульгин стал жертвой анонимных редакторов Wikipedia, которые оказались убедительнее корпоративных документов. Владимир Рашевский три года объяснял, что покинул СУЭК и «ЕвроХим» задолго до санкций, но поисковые алгоритмы знали лучше. Каждый из них совершил одну фатальную ошибку: позволил устаревшим ссылкам рассказывать свою историю вместо себя.
История Льва Хасиса — бывшего первого заместителя председателя правления «Сбербанка» — продублировала сценарий, в котором оказались задействованы вышеуказанные персоны. Все они допустили критические просчеты в управлении собственным цифровым присутствием:
A. Информационное бездействие — игнорирование того, что транслируют поисковые системы
B. Наивная надежда — уверенность в том, что информация обновится сама собой
C. Реактивный подход — начало борьбы только после попадания под санкции
D. Недооценка скорости — непонимание того, как быстро принимаются решения регуляторами
E. Доверие к формальностям — убежденность, что официальные документы важнее цифрового образа
Получивший санкции Великобритании Лев Хасис и его коллеги по ограничительным спискам стали жертвами одной системной проблемы: отсутствия контроля над собственным Цифровым профилем. Но в отличие от большинства пострадавших, бывший топ-менеджер «Сбербанка» Лев Хасис довольно скоро осознал масштаб случившегося и решил действовать самостоятельно. Что из этого получилось — отдельная история, заслуживающая детального разбора.

Лев Хасис против Google: кто кого перехитрил

Уже через некоторое время после введения санкций Великобритании против Льва Хасиса в интернете стали появляться публикации с актуальной информацией о его статусе: экс-банкир переехал в США, занимается недвижимостью, Лев Хасис к «Сбербанку» отношения не имеет. Это может говорить о попытках бизнесмена актуализировать свой Цифровой профиль.

Публикация о текущем статусе и деятельности Льва Хасиса на портале klerk.ru

Публикация о текущем статусе и деятельности Льва Хасиса на портале globalmsk.ru

Биография Льва Хасиса на сайте bigpicture.ru

На первый взгляд, план сработал: санкции действительно со временем сняли. Сначала Великобритания (6 июля 2023-го), затем Канада (9 ноября 2023-го). Дольше всего Лев Хасис находился в ограничительных списках Австралии — вплоть до 11 апреля 2024-го.

Великобритания исключила Льва Хасиса из санкционных списков 6 июля 2023

Канада исключила Льва Хасиса из санкционных списков 9 ноября 2023

Австралия исключила Льва Хасиса из санкционных списков 11 апреля 2024

Можно считать, что миссия выполнена? Как бы не так. Попытка перехитрить поисковые алгоритмы оказалась похожа на борьбу с гидрой: отрубил одну голову, выросли три новые. Актуальная информация действительно появилась в нескольких источниках, но многие авторитетные СМИ и сегодня продолжают транслировать неверные данные, которые попадают на первые страницы поисковиков.

Карточка Льва Хасиса на сайте ria.ru

РИА Новости, Коммерсантъ, BFM.ru — везде Хасис до сих пор числится действующим российским банкиром. На деловой площадке Roscongress.org информация о его статусе не обновлялась с 2013 года, как будто Лев Хасис — первый заместитель председателя правления «Сбербанка» до сих пор.

Карточка Льва Хасиса на сайте bfm.ru

Результат этой предполагаемой «цифровой самодеятельности» Льва Хасиса — иллюзия решенной проблемы при сохранении всех рисков. Каждый раз, когда комплаенс-офицер любого международного банка вбивает в поиск имя бывшего топ-менеджера, он видит противоречивую картину: одни источники утверждают, что Хасис Лев живет в США и торгует недвижимостью, другие сообщают, что Лев Хасис — первый заместитель председателя правления «Сбербанка».

Карточка Льва Хасиса на сайте kommersant.ru

Для осторожного аналитика выбор очевиден: лучше перестраховаться и отказать в обслуживании, чем рисковать репутацией. Ведь если вдруг окажется, что клиент действительно связан с российским финансовым сектором, оправдываться придется перед регуляторами, журналистами и акционерами одновременно.

Карточка Льва Хасиса на сайте roscongress.org

Неизвестно, послужили ли точечные исправления основанием для снятия санкций, но одно ясно точно: они не решили главной задачи. Лев Хасис и «Сбербанк» остались неразлучны в цифровом пространстве, создавая постоянные риски при любых международных операциях.
Так кто кого перехитрил в этом противостоянии? Пока побеждает Google со счетом 2:1 — первое очко за введение санкций на основе устаревшей информации, второе — за сохраняющиеся до сих пор риски комплаенс-проверок. Лев Хасис отыграл только один пункт, да и тот — какой ценой.

Мастер-класс от Orion Solutions: что упустил Хасис

Попытка Хасиса исправить ситуацию напоминает починку протекающей крыши: заткнул одну дыру, потекло в другом месте. Проблема не в отсутствии понимания задачи, а в кардинальной недооценке ее масштаба. Несколько публикаций на второстепенных ресурсах — это не Цифровой профиль, а попытка косметического ремонта там, где нужен капитальный.
Команда Orion Solutions ежедневно сталкивается с подобными запросами от клиентов: «Разместите пару актуальных статей, и Google поймет» или «Почистите интернет от негатива, и проблема решится». Оба подхода одинаково порочны. Во-первых, идея «почистить» интернет в корне неверна: однажды опубликованная в Сети информация остается там практически навсегда. Попытки удалить данные часто бесперспективны и могут привести к обратному эффекту: появлению новых ссылок с нежелательными сведениями. Во-вторых, точечные публикации на малоизвестных ресурсах не могут конкурировать с массивом материалов в федеральных СМИ, где спустя годы после изменившихся обстоятельств по-прежнему существует связка «Лев Хасис — первый заместитель председателя правления “Сбербанка”».
Профессиональная работа с Цифровым профилем предполагает комплексный подход. Согласно методологии Orion Solutions, это включает:
а) Аудит всех упоминаний в российском и международном сегментах интернета
б) Анализ международных баз данных типа World-Check и Dow Jones, где формируются досье для комплаенс-проверок
в) Систематическое размещение актуальной информации на авторитетных площадках
г) Рекомендации по работе с энциклопедическими ресурсами, включая «Википедию» на разных языках
д) Постоянный мониторинг информационного поля и оперативное реагирование на изменения
Разница в подходах становится очевидной при сравнении методов работы:
Содержание материалов
Критерий
Непрофессиональный подход
Подход Orion Solutions
Содержание материалов
Общие и абстрактные сведения, не отвечающие на ключевые вопросы проверяющих
Нужные для комплаенс-проверок сведения, не создающие дополнительных рисков
Качество источников в РФ
СМИ 3-го эшелона, низкокачественные форумы
Авторитетные федеральные СМИ
Качество источников за рубежом
Бесплатные агрегаторы резюме, бесплатные посты на нерелевантных форумах, публикации в третьесортных таблоидах
Региональные деловые издания
Измеримость результата
Абстрактное «снижение негатива» без конкретных цифр и сроков
0 нежелательных ссылок на первых двух страницах за 2–6 месяцев
Основная ошибка Хасиса заключалась в недостаточном понимании того, как работают современные комплаенс-системы. Аналитики международных банков не ограничиваются поверхностным поиском: они используют специализированные базы данных, кросс-референсы, множественные источники. Противоречивая информация для них — не повод разбираться в нюансах, а сигнал к отказу в обслуживании.
«33% профилей в международных базах содержат грубые ошибки», — отмечает основатель Orion Solutions Иван Сафонов. Исправить их можно только системной работой, а не точечными публикациями. Случай Льва Хасиса наглядно подтверждает этот довод: самодеятельность создает иллюзию решения проблемы, тогда как реальные риски остаются критически высокими.

Почему в цифровую эпоху скупой платит трижды: кейс бывшего топ-менеджера «Сбербанка» Льва Хасиса

Лев Хасис уже дважды заплатил за одну и ту же ошибку. Первый раз — когда из-за санкций трех стран были заблокированы активы и разрушены деловые связи вследствие устаревшей информации в Google. Второй — когда экс-банкир самостоятельно попытался скорректировать свой Цифровой профиль, потратив время и ресурсы на точечные исправления, которые создали лишь иллюзию решенной проблемы. Однако ему может быть выставлен и третий счет: новые отказы в банковском обслуживании, проблемы с международными операциями и осложнения в деловых переговорах каждый раз, когда комплаенс-офицеры будут натыкаться на противоречивые данные в поисковиках.
А ведь превентивный и системный подход к формированию онлайн-присутствия обошелся бы значительно дешевле, чем годы санкционного марафона вкупе с сохраняющимися до сих пор рисками. Но большинство бизнесменов, в числе которых Хасис Лев, предпочитают игнорировать цифровую безопасность, пока жареный петух не клюнет.
Впрочем, три условных платежа — это лишь метафора. В эпоху Google-правосудия уже пора понять: в мире алгоритмов скупой не просто платит дважды — он платит до тех пор, пока не поймет и не примет новые правила игры.
2025-10-30 16:15 Анализ Кейсов