Процесс комплаенса в банке обычно включает в себя несколько основных этапов.
Сначала финансовая организация запрашивает у клиента данные, необходимые для его идентификации, — удостоверение личности, сведения о роде занятий и источниках дохода, данные о структуре собственности и бенефициарах компании, которой владеет или управляет персона. Специалисты могут запросить и другие документы. Собранная информация проверяется на предмет возможных расхождений и несоответствий.
На следующем этапе комплаенс-процедуры проводится анализ предоставленных сведений (CDD). На их основе составляется профиль клиента и оцениваются риски взаимодействия с ним. Для этого используется широкий спектр источников:
- международные базы данных World-Check и Risk & Compliance от Dow Jones
- государственные и коммерческие базы данных, содержащие информацию о судимости, соблюдении налогового законодательства, административных правонарушениях, банкротстве и др.
- открытые источники (интернет, СМИ и соцсети)
Особое внимание при проведении комплаенса в банке уделяется публичной информации, способной указывать на повышенные риски: упоминания в связи с расследованиями, судебными разбирательствами, критическими публикациями в прессе.
Примечательно, что в своей работе комплаенс-специалисты опираются на сведения, которые можно найти по запросу имени персоны на первой странице поисковых систем. Как правило, они пользуются глобальным поиском Google и поисковиками страны происхождения клиента или его капитала — в случае с российскими бизнесменами, топ-менеджерами и политически значимыми лицами изучаются результаты выдачи Яндекса.
В итоге всего вышеперечисленного комплекса мероприятий выносится решение об установлении/продолжении отношений с клиентом. Если риски признаются высокими, зарубежный банк может:
- запросить дополнительные документы и пояснения
- установить ограничения на проводимые операции
- отказать в обслуживании без объяснения причин
Решение принимается риск-менеджерами финансового института на основании внутренней политики и правил финансовой организации. В зарубежных банках комплаенс-процедуры являются обязательным условием для открытия счета для потенциальных российских клиентов.