Цифровая репутация: что это такое и почему это важно?

Компромат от конкурентов, статьи в анонимных блогах или на сайтах 20-летней давности, тексты, написанные нейросетями — к сожалению, именно такие данные зачастую формируют публичный образ человека или его бизнеса. И справиться с потоком негативной информации, как правило, не могут ни красочные пресс-релизы, ни подробная история компании и биография ее основателя на корпоративном сайте, ни даже судебные процессы. Однако в последнее время появились принципиально новые методы управления репутацией в цифровом пространстве. О том, как они работают, — читайте в нашем материале.

Содержание

Цифровая репутация и ее элементы

Что это такое?

Цифровая репутация — это совокупность информации о человеке или организации, которая доступна в интернете и формирует их образ в глазах других пользователей Сети. Она становится все более важным аспектом жизни в современном обществе, где границы между онлайн- и офлайн-мирами постепенно стираются. Умение управлять своей репутацией на просторах интернета сегодня становится необходимым навыком для успешной самореализации в различных сферах.
Как удалить информацию о себе из интернета
Цифровая репутация — это совокупность информации о человеке или организации, которая доступна в интернете и формирует их образ в глазах других пользователей Сети

Из чего она состоит?

Репутация человека или компании во Всемирной паутине включает несколько ключевых элементов:
  • данные из поисковых систем Google и Яндекс (особенно важны результаты выдачи с первых двух страниц)
  • материалы в онлайн-прессе
  • информация в социальных сетях (посты, комментарии, лайки)
  • профессиональные профили (например, в LinkedIn)
  • отзывы на сайтах и форумах
  • личные блоги и веб-ресурсы
Отдельно стоит выделить международные цифровые базы данных, такие как World-Check, LexisNexis или Factiva. Они предназначены для помощи в процессе соблюдения норм и правил по борьбе с отмыванием денег (AML) и финансированием терроризма (CFT). Подобные банки информации предоставляют сведения о потенциальных рисках, связанных с клиентами и контрагентами, в том числе данные о людях и организациях, которые могут быть связаны с незаконной деятельностью.
Анализ цифровой репутации помогает организациям проводить процедуру due diligence (должная осмотрительность) и снижать риски, связанные с различными преступлениями. Особенно пристальное внимание при проверках уделяется лицам, имеющим пометку РЕР (политически значимая персона).

К примеру, услугами World-Check пользуются практически все крупнейшие банки и юридические компании мира. При этом, несмотря на свою солидную репутацию, данный сайт достаточно часто содержит устаревшую, неподтвержденную или полностью неверную информацию.
Как удалить информацию о себе из интернета
Работа с репутацией в цифровых источниках помогает решить еще одну распространенную проблему — отсутствие в интернете правильной истории персоны или организации

Почему это важно?

Для бизнесменов и топ-менеджеров

Управление цифровой репутацией критично, так как она формирует доверие клиентов и партнеров, а также влияет на решения о сотрудничестве. Ее позитивный характер расширяет возможности для нетворкинга, увеличивает шансы на успех в различных сферах жизни.

Репутация в интернете может сыграть решающую роль в целом ряде ситуаций:
  • открытие счетов и другие финансовые операции в иностранных банках
  • прохождение комплаенс-проверок (процесс, направленный на оценку соблюдения законов, регуляторных требований, внутренних политик и стандартов этики)
  • получение вида на жительство, гражданства или деловой визы в другой стране
  • покупка недвижимости за рубежом
  • открытие бизнеса за границей либо его выход на новые рынки

Кроме того, работа с репутацией в цифровых источниках помогает решить еще одну распространенную проблему — отсутствие в интернете правильной истории персоны или организации.
Как удалить информацию о себе из интернета
Бизнес-структурам также необходимо следить за своей цифровой репутацией

Для компаний

Бизнес-структурам также необходимо следить за своей цифровой репутацией по нескольким важным причинам.

Положительная онлайн-репутация способна привлекать новых клиентов, а также укреплять лояльность существующих и общее доверие к бренду. Она же выделяет компанию среди конкурентов. Потенциальные сотрудники практически всегда изучают цифровую информацию о работодателе перед тем, как откликаются на вакансию. Таким образом, позитивный образ организации способствует привлечению кадров.

Мониторинг репутации во Всемирной сети позволяет быстро реагировать на негативные отзывы или кризисные ситуации. Положительные упоминания могут улучшить позиции компании в поисковых системах. У публичных бизнес-структур интернет-имидж может влиять на решения инвесторов.

К чему приводит игнорирование цифровой репутации?

Не уделяя должного внимания своей цифровой репутации, персона либо организация может столкнуться с многочисленными проблемами. В число рисков входит потеря клиентов, инвесторов и потенциальных сотрудников, особенно высококвалифицированных. Кроме того, конкуренты могут воспользоваться ситуацией, создавая более сильное онлайн-присутствие.

Отсутствие достоверной и актуальной цифровой информации может вызвать сомнения в надежности и профессионализме управленца или компании. Также в подобных ситуациях гораздо сложнее реагировать на кризисы, информационные атаки и прочие негативные ситуации и минимизировать их влияние.
Как удалить информацию о себе из интернета
Отсутствие достоверной и актуальной цифровой информации может вызвать сомнения в надежности
Интернет предоставляет множество возможностей для расширения бизнеса, которые могут быть упущены без активного управления цифровой репутацией
Иван Сафонов, основатель компании Orion Solutions.
Особняком среди негативных последствий пренебрежения своей онлайн-репутацией стоит риск попасть под международные санкции. В последние годы российские бизнесмены все чаще сталкиваются с ограничениями, которые вводятся зарубежными странами и надгосударственными организациями, такими как ЕС. При этом комиссары, ищущие в интернете обоснования для введения запретов, редко уделяют время скрупулезному анализу цифровых источников.

Например, в первом квартале 2022 года Совет Евросоюза ввел ограничения в отношении двух крупных бизнесменов из РФ — Михаила Фридмана и Петра Авена. Их обвинили в поддержке «действий российского государства на Украине» и в участии в ее «дестабилизации». В роли улик использовались публикации в прессе разных стран и доклад одного из американских чиновников о вмешательстве России в президентскую избирательную кампанию 2016 года в США. Кроме того, доказательством послужило открытое письмо с призывами не допускать предпринимателей к участию в вашингтонском круглом столе Атлантического совета (нежелательная организация на территории РФ).

Банкирам запретили посещать ЕС, их собственность на его территории была заморожена, а счета — заблокированы. Совладельцы «Альфа-Групп» оперативно подали иск с требованием отменить санкции. Авен и Фридман подчеркивали, что Совет Евросоюза пользовался ненадежными цифровыми источниками, устаревшими сведениями и некачественно проводил проверку. В мае 2024-го Европейский суд аннулировал запреты и постановил выплатить бизнесменам компенсацию. Правда, решение оказалось чисто техническим — отменен был лишь пакет ограничений, действовавший до марта 2023-го. Новые санкции, введенные против Фридмана и Авена сразу после истечения старых, остались в силе.

Еще один кейс — история с Фархадом Ахмедовым, предпринимателем, ранее работавшим в топливно-энергетической индустрии РФ. В апреле 2022 года Евросоюз ввел против него санкции. Совет ЕС утверждал: бизнесмен заработал свое состояние ($1,6 млрд) благодаря связям с российским правительством. В постановлении отмечалось, что предприниматель создал компанию Tansley Trading. Она специализировалась на поставках различного оборудования для предприятий газового сектора РФ. Помимо этого, Ахмедов приобрел миноритарную долю сибирской топливной компании «Нортгаз». Продавцом акций выступила Bechtel Energy — и бизнесмен якобы возглавлял ее совет директоров.

Предприниматель обжаловал решение. Он заявил, что основанное им предприятие Tansley Trading закрылось еще в 1999 году. Ахмедов также отметил, что в 1996 году он действительно купил акции у Bechtel Energy, однако никогда не занимал должностей в этой компании. А свою долю в «Нортгазе» продал в 2012 году. В результате в конце мая 2024 года решение о санкциях было признано незаконным и аннулировано. Таким образом бизнесмену удалось отстоять свою репутацию.

Однако дело Фархада Ахмедова — один из редких случаев, когда подобный иск был удовлетворен. Гораздо чаще суды оставляют ограничения в силе. При этом многие бизнесмены могли бы избежать как попадания в «черные списки», так и долгой, затратной и не гарантирующей успеха борьбы за снятие запретов — если бы вовремя прибегли к современным решениям в области защиты цифровой репутации.
Маховик санкций часто работает как генератор случайных цифр — и попасть под него может практически любой»
Иван Сафонов, основатель компании Orion Solutions.

Цифровой профиль — инструмент управления репутацией в интернете

Значение термина

Цифровой профиль — это совокупность актуальных и достоверных данных о человеке или бренде, доступная по популярным запросам в поисковых системах. Публикация соответствующих материалов в интернете со временем позволяет вытеснить сомнительную информацию из топа Яндекса или Google.
Как удалить информацию о себе из интернета
Правильная история персоны или компании является залогом успешного Цифрового профиля

Почему формирование Цифрового профиля эффективнее традиционных методов защиты репутации?

Вопреки расхожему мнению, «почистить интернет» невозможно. В последнее время юридические и компьютерные эксперты все чаще сталкиваются с подобными запросами (некоторые люди даже стремятся полностью «исчезнуть» из цифрового пространства). Однако факт остается фактом — любые опубликованные во Всемирной паутине данные, скорее всего, останутся там навсегда. Обращение в суд — тоже не выход, даже если он разрешит вам воспользоваться «правом на забвение», предусмотренным в законодательстве РФ и еще ряда стран.

К тому же нередко юридические тяжбы или попытки договориться приводят к т. н. «эффекту Стрейзанд», когда нежелательная информация начинает только стремительнее распространяться как в интернете, так и офлайн, оказывая негативное влияние на репутацию. Особенно это актуально для публичных персон. Здесь можно вспомнить анекдотическую историю 2013 года с PR-менеджером Бейонсе, которая попросила портал BuzzFeed убрать из своей публикации несколько неудачных фото певицы. В результате они разлетелись по Сети и даже породили популярный миф, что американская суперзвезда пыталась добиться удаления неугодной информации через суд.

Но даже если неактуальные или недостоверные сведения устранены благодаря решению Фемиды или по досудебному соглашению с разместившей их цифровой площадкой — отыскать их все равно достаточно просто.

Например, удаленные с сайтов данные можно найти посредством сервиса Wayback Machine. Это онлайн-архив, который позволяет пользователям просматривать ранее сохраненные версии интернет-ресурсов. Он периодически копирует их при помощи веб-сканеров, после чего помещает в общедоступный архив. К февралю 2024 года в нем накопилось 866 млрд страниц.

Точно так же крайне проблематично полностью изъять недостоверные или устаревшие сведения из результатов поиска Google или Яндекса. Однако при грамотной работе можно сдвинуть их за пределы первых двух страниц поисковых результатов (доля юзеров Сети, заходящих дальше, исчезающе мала, даже когда речь идет о комплаенс-офицерах). Именно по такому принципу строится Цифровой профиль.

Как удалить информацию о себе из интернета
Любые опубликованные во Всемирной паутине данные, скорее всего, останутся там навсегда

Как создается Цифровой профиль?

Профессиональная работа над ЦП в корне отличается от методов, которые используют традиционные пресс-службы. Вначале проводится анализ текущей репутации персоны или организации в цифровом пространстве. Затем эксперты, работающие на стыке SЕО и журналистики, создают тексты, содержащие целевые сведения, оптимизированные под алгоритмы поисковиков. Эти материалы размещаются в авторитетных источниках, а именно — в ведущих интернет-СМИ, обладающих хорошей репутацией. Интересно поданная и актуальная информация попадает в верхние строчки поиска, где ее видит широкая аудитория пользователей. Сомнительные данные, в свою очередь, сдвигаются ниже и пропадают из поля зрения юзеров. В результате в Сети будет представлена правильная история персоны или компании, что является залогом успешного Цифрового профиля.

Наша компания Orion Solutions уже 12 лет успешно создает качественные Цифровые профили физических и юридических лиц и является одним из лидеров этого рынка. Более 200 клиентов в России, США, Великобритании, Швейцарии, ОАЭ, странах ЕС и СНГ доверили нам работу со своей цифровой репутацией. Наша команда, состоящая из разнопрофильных специалистов, обладает всеми необходимыми компетенциями. В своей деятельности мы используем как передовые цифровые инструменты от ведущих мировых IT-компаний, так и собственные digital-разработки.
Как удалить информацию о себе из интернета
В своей деятельности мы используем как передовые цифровые инструменты от ведущих мировых IT-компаний, так и собственные digital-разработки

Резюме

Способы управления цифровой репутацией, которые строятся на удалении нежелательной информации, не работают. Все, что попало в Сеть, остается там навсегда. Поэтому целесообразно поддерживать собственный Цифровой профиль, чтобы во Всемирной паутине была представлена правильная версия вашей истории.

Требуется создание или корректировка Цифрового профиля? Оставляйте заявку на консультацию.